Катушки для ультралайта. Их стиль, качество, функциональность.

04-07-2015

Катушки для ультралайта. Их стиль, качество, функциональность.

Бесконечное рассуждение, о том, какая катушка лучше, на существующих форумах, где каждый рыбак всегда будет иметь свое мнение, нас здесь не интересует. С фото, или без оного многие рассказывают о чудесах спиннинга, и показывать огромную рыбу, которая была поймана. Но мы оставим споры на суд администраторов и читателей рыболовных форумов, мы, же отправимся в уникальное путешествие, где посмотрим новым взглядом на более тонкие моменты катушечного механизма.

Коробочка с секретом

Ультралайт катушка, это маленькая коробочка с механикой для хранения деталей механизма и лески. Механизм помогает вывести леску при забросе, за счет тяжести приманки. В других случаях катушка механически возвращает часть лески, за счет фрикционного тормоза. Это малое описание дает наглядно увидеть, что смысл всей ловли на спиннинг. Нужно следить за тем, чтобы хорошо смазанный механизм катушки смог выбросить леску на нужное расстояние.

Чем же ультралайт катушки будут отличаться от собратьев по цеху? Что для вас правильнее процесс тишины вращения механизмов или важна функциональность, производительность и износостойкость деталей. А, может, важно все?

В любой детали любого механизма, важна любая мелочь. И у тяжелого или ультралайт. На что мы будем смотреть? Начнем, пожалуй, чуть более важного, это масса самой катушки, её размеры, тормозную систему фрикцион, механические тонкости, помогающие катушке наматывать леску любого диаметра. Затем рассмотрим прочие функционалы этого многофункционального агрегата. Агрегат, который при использовании технологий аэрокосмической промышленности, уже мало напоминает обычную катушку со шпулькой.

Мировые бренды постоянно улучшают свои наработки. А все для чего? Чтобы получить удовольствие от владения этой механикой. Впереди планеты всех плывут по бескрайним просторам рек, озер, прудов, катушки настоящих мастеров своего дела. Это катушки фирм Daiwa, Shimano.

Лёгкость катушки

Большую роль играет масса катушки. Это основной показатель для ультралайта (УЛ). Тем она легче, тем лучше. Но такой катушкой нужно пользоваться лишь на спиннингах УЛ категории, иначе будет анти баланс. Небольшая масса удочки и катушки создает комфорт и легкость при ловле. А значит, дает большую чувствительность. А вот если на спиннинг «случайно» навесить катушку другой категории, то снасть выдержит недолго, и все полетит в большую мусорную корзину вместе с добрыми словами своей о неаккуратности.

Тут нужно уточнить одну деталь. Не все катушки для ультролайта тонки и ненадежны. За счет нанотехнологий, составы оснастки давно перестали удивлять своей способностью, выдерживать большие нагрузки при малом весе. Но это увеличивает и цену. Космические ультрасовременные технологии пришли на помощь и к рыбакам. Но космос делом дешевым не было никогда, а значит, и цены от десятков до тысяч американских денег за штуку, уже давно перестали удивлять.

Легкость материала корпуса, это первое. Теперь обратим внимание на то, что же там внутри. По техническим данным показатели в катушках УЛ считаются важнее, Ибо износостойкость материалов ходовой части катушки нужны не меньше, чем сам корпус.

Плавность хода, легкое движение лески, фрикцион, смазка. При использовании некачественных деталей все может быстро истереться, и прийти в негодность.

Можно долго искать и все же найти оптимальный вариант, качества как самого корпуса катушки, так и ее составных частей. Аэрокосмические технологии не стоят на месте, а вместе с ними, со скоростью сравнимой с космосом и меняются мнение авторитетных аналитиков в данной сфере.

Наиболее подходящая масса для катушки категории УЛ 160 грамм плюс максимум 40 грамм. Не смотрите на то, что такой малый разгон в весе. Но на тонкое удилище, нужно быть аккуратнее с выбором катушки, ибо оно более чувствительно. Учитывайте то, что есть быстрые удочки, а есть медленные. Более тяжелая катушка, а счет в весе идет на граммы, будет более медленной при забросе. Также можно отметить, что длинный спиннинг, дает более плавный ход. У него движение лески будет мягче в момент выкатки ее из катушки.

Размер катушки

Размеры катушек отмечаются индексами. Индекс «С» (от англ. compact – уменьшенный) пишут в Шимано. В Daiwa же пишут «R» (от англ.reduce — сокращенный). Буквы и значения слов разные, а суть здесь одна.

Конкурирующие на рынке производства катушек компании и в маркировке шпуль тоже разошлись во мнениях, какая маркировка при одинаковом свойстве этой катушки лучше.

Шпуль с малой лесоемкостью, а значит, с увеличенным в диаметре с сердечником, который просто необходим для тонких лесок УЛ катушек Shimano маркирует «S» (от англ.shallow — мелкий). Ну а Daiwa указывает в конце номера «мелкой» шпули максимальный диаметр лески, которую можно намотать на данную шпулю. К примеру, стандартного размера катушка с маркировкой 1000, для лески диаметра 0,1. и намотано на нее 100 метров.

Daiwa для своих шпуль использует поликарбонат. Прочность шпули не уступает металлу, но они намного легче. Что и нужно было для необходимого снижения веса катушки.

Современный пластик, то уже давно другой. Цена на поликарбонатные шпули выше металлических аналогов. Помните о негласном принципе рыболовов –«Легкой катушке, Легкий спиннинг», и получайте удовольствие от процесса ловли долгое время, ибо соблюден баланс системы.

Фрикцион

Остановимся ненадолго на моделях с передним тормозом. В истинно УЛ катушках вы не найдете заднего тормозного привода. Тонкий механизм подразумевает особую настройку. Максимальное усилие тормозной системы катушки можно прочитать в паспорте. Если написано на коробке или в паспорте – 4 кг. Значит, что при стягивании с усилием в 5 кг, шпуля начинает вращение при полной затянутой гайке фрикциона.

Всегда следите за тем, что и как описано в инструкции. Это убережет катушечный механизм от разрушений. Ненужно путать это значение, со значением максимальной тягой, которую имеет катушка. Усилие, устанавливаемое во фрикционе, зависит от фрикционных шайб, и их размеров, технических характеристик материала. А этим материалом бывает, как металл, фетр, графит, или их комбинации.

Важный момент во фрикционе любой катушки это момент срабатывания. Временной промежуток от рывка крупной добычи и начала возврата лески. Отлично настроенный фрикцион реагирует практически моментально, но с плавностью и легкостью, исключая резкие рывки.

В бюджетных катушках время запаздывания работы тормоза даже на секунду, даст рыбе или сорвалась, или что хуже, привести к обрыву лески.

Настройка тормозной системы

Производители настолько доработали тормозную систему катушки, что ее сможет настроить любой, кто не спал на уроках физики в школе. А вот оптимальный настрой под конкретного рыбака, у каждого отдельный. Свой стиль, своя тактика, свои методики.

Как именно это понять? Очень просто. Устанавливаемое усилие на тормозной системе, зависит от рыбы и ее поведения в момент ее вываживания. Предварительно вы можете сделать так. Возьмите леску. Пропустите ее сквозь кольца. Оставьте небольшой, равной длине удилища свис лески. Теперь другой рукой тяните леску. Система тормоза должна срабатывать, от силы, с которой вы тянете. Которая равна половине разрывной силы нагрузки на леску. Подкручивая гайку на фрикционе, добивайтесь необходимого значения. Затем, когда уже будут естественные испытания, вы сможете подрегулировать ее на месте.

Опытным рыбакам удается регулировать тормоз в процессе того, как вываживается рыба. Но любые действия всегда проверяются на практике. И лишь собственный опыт покажет и подскажет вам. Слушать других, читать бесконечные споры на форумах, кто лучше дело неблагодарное. Как только дело коснется вашей ситуации, все сразу будет именно так, как будет именно вас.

Катушка с леской или плетёнкой

Здесь важны несколько факторов. Первый немаловажный фактор, это намотка лески на шпулю. Другой фактор, как с этой леской сработается сама шпуля и все механизмы катушки. От всех этих моментов зависит и дальность, на которую вы сделаете выброс. Срок службы самой катушки и лески.

Если при наматывании на катушку леска была перекручена, то заброс может, и не состоятся. Эти две вещи взаимосвязаны на 100%. Из двух производителей, по мнению рыболовов чуть лучше у фирмы Daiwa. Системы, которые используют данные фирмы описывать тут нет смысла, для рыбака важнее факт работы, а не то, каким образом это факт достигнут.

Проблема сброса петель существует временами, и могут появиться на катушке. На это влияет и техника, и используемая приманка, и сама леска. Мононити и плетенки совсем разные по строению, одна из характеристик лески это мягкость. Красивую прическу, именуемую у профессионалов «парик» можно получить, когда шнуры мягкие, при полной заправке шпули.

Подшипники.

Из-за скорости развития технологий, критерии качества или количества тех или иных подшипников в катушке поменялись местами. Раньше существовало мнение, что роликов, подшипников, должно быть много. От этого лучше работает любой механизм. А, значит, мягче и надежнее работает сама механика. Но сегодня, все смотрят на систему кинематики. На легкость, и плавность хода. Материал, из которого изготовлены шарики-ролики стали важнее в работе любой механической системы, будь то катушка или любой современный двигатель.

Всем, кто ловит в пресной воде должно быть мало нужны подшипники, которые устойчивы к разрушению извне. Так, у Shimano эти подшипники называются A-RB, у его ближайшего конкурента Daiwa – CRBB. Большинство рыбалок проходит в пресной воде, исключение составляют везунчики, коим есть возможность рыбачить в море.

Но если посмотреть на это качество подшипника с другой стороны. Они имеют увеличенный ресурс выработки, защищены практически полностью от попадания грязи. И они уже сразу смазаны профессиональной смазкой.

Дужка лесоукладывателя

Раньше, когда в катушках отсутствовал, плавный переход дуги в узел лесоукладывателя, леска с большой сложностью попадала в ролик лесоукладывателя. Проблема была даже у популярных производителей. Но мировые производители, поняв проблему, решили ее в лучшем виде. Теперь на катушках появился плавный мягкий переход дужки в узел.

Многие опытные любители, сидящие на фосфорной диете, со стороны выглядят как волшебники. У них получается не только закрывать дужку лесоукладывателя рукой. Они успевают уложить леску на ролик, стремясь дать необходимый натяг, дабы не образовывалась дуга под удочкой.

Стопор обратного хода

Во многих катушках данный механизм помогает ротору не поворачиваться в обратку при подсечке. Ну, или, в самом конце вываживания. Тут, главное, всегда стопор обратного хода держать во включенном состоянии. Наличие стопора существенно продлевает работу механической составляющей любой катушки.

Красота и удовольствие.

Всегда хорошо то, что радует глаз. Ну а если глаза будут смотреть на это несколько часов, то тут внешний вид катушки начинает, значит, почти столько же, столько и внутренняя ее составляющая. Тут, конечно же, все равно внимательно нужно смотреть, что предлагают производители. Но японцы и тут впереди планеты всех.

Придумали тюнинговать катушки. Тюнингуют не только внешние части, Замене подвергаются ее «кишки». Любой каприз выполним, особенно если ты капризничаешь на японском рынке.

Какой катушкой вам пользоваться. Сколько средств вы вложите в тюнинг. Сколько раз вы будете ей пользоваться. Или она будет как любимый ребенок, которого балуют до бесконечности. Улучшать ли ее только внутри или снаружи каждый решает сам. Никогда еще красота, качество и удобство не мешало хорошей рыбалке.

Хороший рыбак он же и художник, а хороший художник всегда имеет отменный вкус. А вкусный вид того, что ты держишь в руках на протяжении нескольких часов, несомненно, улучшают вкус того, что выловишь. Не аксиома, но ведь есть малая частица истины?