Уход за вашей рыболовной катушкой: хранение, ремонт, обслуживание и плановый ТО

13-12-2021

Уход за вашей рыболовной катушкой: хранение, ремонт, обслуживание и плановый ТО

Учитывая весь ассортимент рыболовных принадлежностей, именно катушка относится к списку наиболее сложных устройств в техническом плане, которые нуждаются в особом уходе. Несмотря на то, что раньше самыми сложными катушками считались «Невские» модели, на сегодняшний день некоторые безынерционные современные устройства на несколько позиций выше по своему уровню конструктивных сложностей.

Однако в правильном хранении, обслуживании и техническом осмотре (ТО) нуждаются абсолютно все катушку, независимо от особенностей их конструкции или изначальной стоимости. Даже премиальная модель может прийти в негодность при отсутствии специального ухода и качественного обслуживания.

Особенности обслуживания катушек сразу после покупки

В процессе совершения правильной покупки следует обращать особое внимание на конкретное предназначение той или иной модели. Помните, что при использовании одного вида катушки в неподходящих для нее условиях, вы тем самым ускоряете ее выход из строя.

К примеру, на практике неоднократно было доказано, что тяговые катушки намного быстрее ломаются, если задействовать их в условиях джиговой, твичинговой «охоты», а спиннинговые модели ломаются в процессе совершения забросов тяжелых кормушек с прикормочной смесью. Это объясняется большими нагрузками, которые получает не подготовленная и не предназначенная для этого модель. Также, не стоит использовать катушку для пресноводных водоемов в соленой воде и наоборот.

Определившись с необходимыми условиями работы, можно приступать к покупке. Но и это еще не все: сразу же после покупки катушку ожидает техническое обслуживание, которое поможет ее подготовить к предстоящей эксплуатации.

Рекомендуется выполнить такие важные манипуляции:

1. Все визуально заметные винты в конструкции потребуется аккуратно подтянуть до упора – не переусердствуйте. Однако в премиальных устройствах подобные манипуляции выполнить не получиться по причине того, что производители тщательно запечатывают силером все винтовые соединения.

2. На главной паре, обгонной муфте потребуется аккуратно разогнать смазку. Потребуется прокрутить рукоятку «туда-сюда» определенное время.

3. Работу ролика лесоукладывателя можно с легкостью проверить с помощью обычной канцелярской резинки. Если ролик выполняет свободное вращение, тогда рекомендуется немного отпустить винт и в зазор добавить пару капель смазочного средства (лучше всего использовать силиконовую). Разогнать смазку по всей детали удастся с помощью вращения ролика. По завершению всех работ нужно будет заново затянуть винт.

Такие простые манипуляции с новой катушкой помогут рыболову подготовить ее к будущим нагрузкам. Ведь неизвестно, сколько времени она лежала на складе или на полках магазина.

Как правильно хранить и транспортировать катушки?

Каждый опытный рыболов отлично знает правило, что транспортировать и хранить рыболовные катушки лучше всего отдельно удилищ и других принадлежностей. Ведь малейший удар или сдавливание может привести к порче конструкции. По этой причине в арсенале каждого профессионала имеются специальные чехлы или кофры для катушек.

Кроме того, установка катушки, непосредственно, перед использованием всей снасти (по приезду на водоем) имеет преимущество и для катушкодержателя, который не закисает от влаги, в нем не скапливается грязь.

Все слабые места в катушках можно разделить на две основные группы, согласно уязвимости:

1. Ножка и обод шпули.

2. Скоба лесоукладывателя, крылья ротора и рукоять.

В результате нарушенных условий транспортировки именно эти детали одними из первых выходят из строя.

Если вы планируете перевозить катушку на большие расстояния вместе с другими принадлежностями, инструментами, необходимо использовать жесткий чехол. Если катушка будет перевозиться в прочном рыболовном ящике, ее нужно предварительно уложить в мягкий чехол, выполненный из неопрена.

Обязательный уход за катушкой после рыболовной «охоты»

Еще до начала разборки рыболовной снасти, первое, что рекомендуется сделать – это ослабить фрикционный тормоз до возможного минимума. Такая полезная привычка рыболова поможет продлить срок службы набора фетровых шайб. Если фрикцион остается затянутым, происходит нежелательный процесс осаживания шайб, а потому смазка начинает постепенно выходить, «выдавливаться». Как результат: фрикционный тормоз будет автоматически спускать леску при малейших нагрузках на устройство.

Как только рыболов вернулся домой после рыбалки, следует выполнить такие манипуляции:

1. Достать катушку из чехла, с помощью специальной щеточки очистить ее от пыли и грязи и высушить от возможной влаги.

2. При наличии налипшей грязи, рекомендуется добавить в теплую воду моющего средства. Смачивая щетку в мыльной воде, аккуратно обрабатываем все детали, не допуская попадания воды внутрь устройства.

3. Если рыболов «охотился» на рыбу в морской соленой воде, тогда обязательно достаем шпулю с леской и промываем их в теплой воде, а затем – нужно замочить на 15-20 минут. В противном случае соль негативно сказывается на качестве лески и ролика в целом.

Таким образом, удастся подготовить катушку к дальнейшему хранению на неопределенное количество времени.

Как проводится плановое ТО: особенности и специфика

Плановое ТО обязательно должно производиться 1-2 раза в сезон. Однако для каждого рыболова понятие «сезон» может быть разным. Но при активной рыбалке и частых выходах на водоем, ТО следует производить не реже чем один раз в 3-4 месяца.

Полноценное ТО выглядит следующим образом:

1. В первую очередь потребуется разобрать катушку – нужно снять шпулю, отсоединить рукоять, со штока снять набор регулировочных шайб, подшипник и трещотку.

  1. Следующим шагом является снятие ротора, потребуется отвернуть гайку штока вместе с контрящим болтом.

3. Далее, рыболов может приступать к разборке корпусной части, снимая накладки в случае их наличия.

4. Используя ватную палочку, предварительно смоченную в спирте, рекомендуется избавиться от остатков старой смазки.

5. Главную пару нужно обработать новой смазкой, но стоит отдавать предпочтение густой консистенции.

6. Все подшипники и муфту тоже обрабатывают новой смазкой, но жидкой консистенции.

7. Слегка ослабьте винт ролика лесоукладывателя, не раскручивая его полностью. Под втулку или же под подшипник капните несколько капель жидкой смазки, разгоняя ее посредством вращения ролика. Без особых усилий затяните винт до самого конца.

8. Происходит сборка катушки в обратном порядке, аккуратно затяните все болты.

9. Чтобы разогнать всю смазку внутри конструкции, нужно несколько раз провернуть рукоять в разные стороны.

Если было замечено затвердение старой смазки на отдельно взятых деталях устройствах, не обойтись без обязательной процедуры промывки подшипников.

В магазинах предложено огромное разнообразие всевозможных видов смазок и масел, предназначенных для капитального ремонта или же для профилактического обслуживания катушек.

Список действий, которые не рекомендуется делать с рыболовными катушками

В процессе эксплуатации любого вида катушек рекомендуется помнить о следующем:

• Не оставляйте катушку под прямыми солнечными лучами на долгое время: смазка от температуры начнет «плавиться» и стечет с главной пары, что ускорит ее естественный износ.

• Не стоит оставлять катушку на улице при слишком низкой температуре: во время сильного мороза смазка быстро загустевает, что может выбить обгонную муфту.

• Старайтесь не ронять катушку на песок. Если же падение все-таки произошло, тогда следует как можно скорее очистить поверхность от песчинок, используя щетку.

• Как только рыболов в процессе использования катушки ощутил особое сопротивление, посторонние шумы, вибрации, нужно сразу же остановить использование устройства.

• Во время зацепа, вываживания трофейных экземпляров все нагрузки следует переносить на бланк, а не на механизм катушки. В противном случае случаются деформации штока, отмечают нарушение баланса ротора или поломку ножки. При силовом вываживании рекомендуется отдавать предпочтение мультипликаторным устройствам.

• Если вы случайно уронили катушку в воду – в пресную или соленую, ее сразу нужно отправлять на ТО. Потребуется тщательно промыть все подшипники и воспользоваться новой смазкой.

Кроме того, не стоит переставлять рукоять катушки на другую сторону – лучше всего работать с устройством в том виде, в котором его подготовил к эксплуатации производитель. В противном случае отмечают значительное сокращение рабочего ресурса на 30-40%.

Самое качественное ТО ваших любимиц сможет качественно сделать главный мастер Украины Сергей Куцай 0966303350 и 0686067057